Sorry, but English translation is being prepared. Now we can show you only Russian article!

Пресс-релиз

Интервью участника Олеси Макаровой 26.09.12

Олеся Макарова — участник фестиваля «Шорты» 2012 года. Олеся оказалась в Туле и мы не могли не расспросить ее про кино, работу режиссера на площадке и про то, как проходит современный кастинг.

Когда ты начала снимать кино и почему тебя это заинтересовало?

У меня всегда были какие-то картинки в голове, однажды я решила их оживить, чтобы посмотреть на себя со стороны и показать другим. Это было  в 2011 году, то есть 2 года назад. И первым моим опытом был одноминутный фильм «Кайто». Случайно просматривая кино-сайты, я обнаружила конкурс сценариев, приуроченный ко Дню Поцелуев. Единственное условие — хронометраж в одну минуту. Картинка в голове созрела, я написала. Он занял по голосам — второе место. В то же время в Москве проводился конкурс Одноминутных фильмов. И я поняла, что это не просто совпадение.

Это был непосредственно мой первый опыт взаимодействия с актрисой,  с оператором, с музыкантами, с дизайнером. Получилась абстрактная сюрреалистическая история про то, что все люди, которых мы любим является частью нас самих. И даже если кто-то, как кажется, тебя мучает в отношениях, то надо прислушаться в первую очередь к себе, разобраться со своими проблемами. И только тогда ты сможешь жить спокойно, и пространство вокруг тебя гармонизируется.

Этапы формирования идеи и съёмочный процесс мне понравился. Я поняла, что внутри сокрыто много интересного, чем я могу поделиться. Я решила продолжать и сняла второй фильм «KEREA», уже на 6 минут, он и участвовал в фестивале «Шорты».  

Насколько глубоко ты принимаешь участие  в создании фильма?

Сейчас я участвую во всем. Исключением является «Кайто». К тому моменту я вообще ничего не умела делать, кроме того как придумывать. Его снимала и монтировала девушка, с которой я заканчивала недельные режиссерские курсы в Москве. А второй фильм я уже и снимала, и монтировала сама. Сама придумывала костюмы, потом уже детали прорисовывали и воплощали с дизайнером. Сейчас заканчиваю новую  короткометражку, которую также придумала, сняла и смонтировала сама. К данному моменту осталось дописать лишь музыку, этим занимается профессиональный музыкант.

Это началось как хобби, но ты получаешь призы на фестивалях, растешь, как думаешь, какое место кинематограф займет в твоей жизни в будущем?

Пока призов я не получила. Это были четыре диплома с разных фестивалей. Приятно, что оценили именно стилистическое решение фильма, оригинальность и целостность работы.

В дальнейшем я намереваюсь собрать команду единомышленников, которые внутренне будут похожи на меня, и дальше мы с ними будем реализовать то, что будет интересно мне. Изначально я делаю это все для себя, но если это будет интересно еще кому-то — будет замечательно. И интересно будет.

Расскажи, как проходил кастинг?

Помог вездесущий «Вконтакте». Например, главную героиню моего  фильма «KEREA» я только один раз видела в живую. Потом мы добавились в друзья, и как это бывает в «Вконтакте», больше не общались. А когда я начала искать героиню для фильма, то пролистывала странички друзей и набрела на фотографии Саши. Когда ищешь актеров, голова и глаза уже по-другому работают. Я увидела ее совсем в ином свете и уже не хотела никого другого на эту роль. Она, правда, не сразу согласилась, но думаю, это нормально в такого рода делах, тем более, опыт как таковой, у меня отсутствовал, мало ли что я могу снять. Остальные роли сыграли также мои друзья и знакомые.

Есть какая-то специфика в работе с непрофессиональными актерами?

               У меня не так много опыта работы с профессиональными актерами. В новом фильме «Тарро», который сейчас завершаю, сыграл профессиональный актер, могу сравнить только с ним. Если честно, большой разницы в работе с артистами я не заметила. (Задумывается) Я же не получала специального режиссерского образования, и мне приходится делать все интуитивно. Я просто смотрю на человека и вижу, как  он должен органично смотреться в том, что я задумала. Стараюсь находить подход к человеку. И в итоге, 90 процентов того, что задумывалось всегда на экране выглядит так, как планировала. А профессиональный или не профессиональный актер - не так важно. Главное, чтобы у человека было интересное лицо, харизма. Чтобы он был не банален.

 

 

                                  

Как ты раскрепощаешь актеров, как создаешь нужно настроение на площадке?

Когда снимали «KEREA», у нас была очень хорошая атмосфера. Все основные сцены мы сняли за один день. И все было как-то весело, мне было легко. Весь фильм, фактически, строится вокруг главной героини. А Саша сама по себе очень открытый, интересный человек с позитивной аурой, энергетикой. У всех был дебют, все работали на результат, поэтому трудностей не возникло.

То есть дублей было не много?

Ну нет, их было много! (Смеется)

Снять фильм — это ведь еще и сложная организаторская работа. Собрать всех вместе, всем все объяснить. Ты уже открыла для себя какие-то важные организационные моменты? Как оптимизировать время? Как всех занять делом?

Да, я поняла, что на всех этапах создания должен быть специальный человек. Потому что когда ты всё делаешь сама, то приходится сильно распыляться. Если бы был человек, который сказал: «Олесь, что ты занимаешься фигней, сядь, успокойся, мысли!  Вот тебе пару мест для съемок уже подобрали, посмотри! Не думай, как работает камера, освещение сейчас выставим, актёров пособираем». Такого не было, конечно, но это бы помогло. Правда, на данном этапе мне самой нравится во всем участвовать. Таким образом, вынужденно, ради осуществления своей идеи, я научилась снимать, монтировать, объяснять, организовывать. Вот выбор места для съемки на многое влияет. Бывает приезжаешь на место, и сама идея немножко меняется. Прорабатываешь ее, делаешь лучше. Это хорошо.

Но самым сложным в организационных моментах для меня было найти индивидуальный подход к каждому. Ведь все люди очень разные. Есть авторитарная модель общения с актерами, есть демократическая. И мне близка демократическая модель. Так общаться с людьми мне комфортнее, хоть это и сложнее. На мой взгляд, на площадке должно быть «тепло».

Значит, ты позволяешь актерам вмешиваться в творческий процесс, предлагать свои идеи? 

Я изначально всем досконально описываю, что я хочу. Потом я смотрю, как то, что я хочу актеры будут делать. И в процессе взаимодействия уже может рождаться что-то такое, что изначально не задумывалось. Момент импровизации всегда очень важен.

У тебя уже есть некоторый опыт. Каких знаний, как режиссеру тебе не хватает?

Больше всего мне не хватает каких-то практических навыков. Ну и откуда им взяться, я заканчивала педагогический институт. Пока мне удавалось реализовать все задуманное. Но у меня есть масштабные идеи, и я работаю над собой. Как минимум, начала наконец читать Станиславского, посещала в киношколе курсы по мизансцене. Очень помогает в работе с актерами психология. К тому же, практически каждую неделю в Москве можно попасть на лекцию или мастер-класс какого-то режиссера, где они довольно охотно делятся своим опытом. Это очень полезно послушать.

На каких режиссеров ты ориентируешься?

У меня нет одного отдельно взятого режиссера, которому бы я отдала предпочтение. В развитии моего воображения сыграли роль разные фильмы и ролики. Но один фильм я могу взять за образец. Очень жаль, что я его уже не сниму. Это «Сталкер» Тарковского. Для моего вкуса там все настолько красиво и идеально! Не существует аналогов.   Потрясающе реализовано всё, и это в то время, много лет назад. Гениально.

Я бы хотела в дальнейшем совместить именно визуальную красоту и смысл, чтобы человек в конце фильма открыл в себе новую грань. Моя цель — создание эстетического внутреннего мира, наполненного символами; абстрактным, не бытовым, пространством, где герои могут пообщаться сами с собой наедине. И возродиться уже во внешнем мире, приняв себя, поняв, кто они. По факту, воссоздание нашей реальной действительности меня не занимает. Это скучно и этого много вокруг и так.

Поговорим о росте, когда автор растет, растут и его идеи. Тебе хватает короткого метра или есть планы замахнуться на полнометражную картину?

Да, у меня есть идея полнометражного фильма. Я уже полностью его вижу, но не зафиксировала пока на бумаге. На данном этапе, мне хватает короткого метра. В нем можно очень много сказать. Я рада, что ему стали уделять столько внимания.

А российский кинематограф, в каком он сейчас состоянии на твой взгляд?

На мой взгляд, в очень хорошем. В России сейчас много талантливых ребят с отличными идеями. Не знаю, насколько все эти идеи доходят до людей. Нет налаженной дороги от режиссера к зрителю. Спасают только фестивали.

Твое творчество несет какую-то сверх идею?

Как конечный результат, конечно, хотелось бы сделать мир лучше. Чтобы люди стали более внимательны к себе, жили в гармонии с собой. Я хочу, чтобы люди видели красивые картинки и смысловую нагрузку в сюжете. Но доносить ее прозаичными путями я не могу. Надо все-таки отходить от обыденности.

Ты сказала, что вы делаете новый фильм и осталась только музыка. Наверное, ты успеешь доделать его до того как начнется подача заявок на «Шорты». В двух словах расскажи о чем будет это кино.

Да, я буду в «Шортах». Мой новый фильм о девушке Тарро, которая обладает даром предвидения. Но постоянно заглядывая вперёд, она разочаровывается в людях, и этот дар начинает её больше тяготить, нежели помогать.

 

 

     Автор: Аделина Бровкина     Фотографии: Sonya Novoarbatskaya