Sorry, but English translation is being prepared. Now we can show you only Russian article!

Пресс-релиз

Интервью участника Александра Никольского 26.09.12

 Александром Никольский девятнадцатилетний режиссер из Иваново, в прошлом году он представил на фестиваль короткометражных фильмов ШОРТЫ комедию «После бала».  Александр рассказал, почему он завязал с комедийным жанром и откуда молодые режиссеры берут деньги. 

Расскажи, как ты пришел в кино?

       А в кино я еще пока не пришел.  Я еще только студент второго курса Московского государственного университета культуры и искусств. И дорога в кино мне еще не открыта. Но первый фильм я снял два года назад. Это была история о несчастном мальчике, который каждый день бежал домой после работы или, может, после учебы, это не так важно,  к больной бабушке. Бабушка была у него единственным близким человеком. И однажды он прибегает домой, а бабушки там уже нет.  История о потере родного человека. Этот фильм участвовал в Санкт-Петербургском фестивале и занял там второе место.

  А почему ты выбрал сразу такую сложную тему?

       На самом деле идея родилась как-то на ходу, как и «После бала», который был в  «Шортах». Мы просто заставляли мальчика бегать по улицам города Иваново, а потом уже придумали концепцию, что он бегает домой. Пусть будет, что бегает к бабушке. У актера как раз бабушка дома тоже лежала. Мы ее использовали, он за ней по фильму ухаживал. Потом мы решили, пусть бабушка исчезнет. И она исчезла. А герой приходит домой грустный.

  Считается, что режиссер должен быть умудрен опытом и часто на режиссуру поступают после уже полученного какого-то еще высшего образования. Тебе только 19 лет. Тебе хватает жизненного багажа?

       Конечно , нет. Во ВГИК, например, большинство мастеров берут студентов только после 21 года. И мне не хватает опыта. В некоторых сферах очень сильно не хватает, но в каких — пока точно не знаю.  Что бы возместить нехватку опыта надо много читать, много смотреть фильмы других режиссеров. Вести жизнь не однообразную, а как можно больше отходить влево, вправо. Не сидеть дома на диване в «ВКонтакте».

   Тогда, какие у тебя «влево и вправо»?

       Вот, например, в Тулу приехал. Это уже «влево». (Смеется) Трудно сказать. Пытаюсь чем-то время забивать. Придумывать сценарии, ходить на съемки, смотреть, как другие работают. Ездить куда-нибудь.  Веду подготовку к будущим фильмам. В частности, надо заработать на них.

   И где работает современный молодой режиссер, что бы заработать на свой будущий фильм?

       Где, где, в Макдаке.

   Кого снимаешь в своих фильмах?

        Кастинги устраивать пока глупо. Снимаю своих друзей, одногруппников, друзей одногруппников.  Но больше всего мне нравится своих родных друзей из Иваново снимать. С ними проще и они сделают, что угодно, о чем ты их попросишь. Не то, что московские ребята, которые еще сто раз подумают делать это или нет.

   А что самое ужасное из того, что ты просил делать своих друзей?

       Сыграть педофила. А еще, был кадр, где перебрасывают парня через мост и он падает в реку. В реку он не упал, но мы его перебрасывали, а потом ловили за мостом за ноги, держали. Заставлял еще лезть высоко на дом. Там пожарная лестница, на ней надо было свободно повиснуть. Хватит пока, пожалуй. Но самое жуткое, это все-таки педофила сыграть. Его там били игрушечной попой по губам перед всем народом. Мы пародировали «Оккупай-педофиляй».

   Родители поддерживают тебя в твоем выборе?

        Родители сказали: «Раз нравится, пусть учится, раз интересно — надо заниматься». Бабушка больше всего против была. Говорила, сначала надо какую-то нормальную профессию получить, которая точно будет приносить деньги, а потом уже заниматься такой профессией-хобби. Режиссеров же, их очень много выпускается каждый год, а работают из них единицы. Большинство на телевидение уходит и там всю жизнь и сидит. А кто-то в итоге вообще на Арбате просит деньги.

   Какие темы тебя интересуют больше всего?

        Хотя самая первая работа была достаточно серьезной, потом я двинулся в сторону комедий. КВНвское прошлое сыграло роль. Я снимал в таком глупом комедийном жанре. Но сейчас я уже с этим отстрелялся и мне хочется снимать серьезные вещи.  До лета два серьезных фильма уже точно планирую снять. Уже скоро-скоро появятся.

   Почему ты решил отойти от комедий?

        Надо же идти вперед. Я понял, что собственного пика в комедиях я дошел. Я уже не смогу снимать лучше, смогу делать только что-то похожее. А теперь пора уже делать что-то серьезное, что бы нести это людям. 

   Твои любимые режиссеры?

       Отдельных любимых режиссеров у меня нет. Есть только любимые фильмы. Первое, что приходит на ум это «Заводной апельсин» и «500 дней лета». Из Российских мне нравится «Мы из будущего», первая часть. Вот недавно вышло «Метро». Это, конечно, не мой любимый фильм, но тоже шаг вперед. Нолан еще нравится, он правда совсем Голливудский режиссер, но фильм «Начало» просто великолепен в плане спецэффектов.

   Ты ориентируешься больше на качественный массовый Голливуд, или на фестивальное кино?

        Пока больше на фестивальное. Голливуд со временем сам придет. А пока надо снимать простое кино. В нем больше души.

   Умещаются все твои замыслы в 5-6 минут короткого метра?

        Нет, сейчас уже в 15-20 хочется умещаться. На полноценный полный метр сил не хватит. И времени. И денег. 20 минут пока для меня планка.

    А ты как режиссер: сидишь в кресле, даешь указания, или сам везде бегаешь, принимаешь участие?

        Я так никогда еще не сидел. У меня есть, конечно, такое кресло, но я им не пользовался. У меня для этого еще не выросла творческая борода. Я, конечно, говорю, что и как делать, но вот со светом, например, мы еще не снимали. Отражатель только использовали. Растем постепенно. Да и самому приходится часто сниматься из-за нехватки людей.  В итоге я получаюсь режиссер-актер. Но такого уже не будет больше.

    Как настраиваешь своих актеров?

       Когда мы снимали про педофила, нас было 8 человек. Мы снимали такой бред! Но это было так смешно! Естественно, от этого смеха все заряжаются. А однажды нам надо было сыграть утреннее похмелье первого января у россиян. И я собрал на площади 20 человек, все валялись и изображали бедных несчастных. Это было весело. Мы всегда с юмором подходим к съемкам. Даже первая работа, на показе некоторые зрители пускали слезу, но мы тоже снимали весело.  Во время съемок актер тупо бегал по улицам. Все время. Я и не знаю пока других способов снимать. Пока этот работает.

   Ты вот учишься на режиссера. Расскажи, чему такому тебя научили, что это тебе очень помогло в съемках?

       Ничему такому не научили. Если человек умеет руководить, управлять — то он умеет. Этому нельзя научить. Если у тебя есть способности — развивай их. Бери книжку Митты (А. Митта, «Кино между адом и раем»— при.редакции), читай, учись писать сценарии. А работа оператора — с этим умением вообще можно только родиться. Если ты не умеешь, но хочешь научиться — ты научишься снимать только стандартно. А если ты родился с этим, будешь искать планы, кадры.

   Ты приверженец теории, что люди сразу рождаются с какими-то умениями?

       Да, так и есть. Не обязательно идти в университет, надо найти в себе умение.  А если способностей нет — надо признать это и заняться чем-то другим.

   Какая твоя работа потребовала от тебя наибольших внутренних сил на создание?

       Мы осенью снимали фильм «Мой снег» с одногруппниками Антоном Мироновичем и Сашей Валетовой.  Мы встретились с мастером в полдень на Пушкинской площади, и она нам дала задание: до 12 ночи придумать сценарий, снять фильм, смонтировать его и отправить ей на почту. И вот мы за 8 часов фильм придумали, сняли и смонтировали. Это была тяжелая работа. От актера, Саши, потребовалось заплакать, Антон разбрасывал бумажки с надписью «Снег». По накалу это была самая трудная работа.  Еще была работа трудная. Но там просто был масштаб, мы снимали три месяца. Я даже устроил свой первый показ в антикафе. Но работы, после которой я бы сказал: «Все, я иссяк, надо отдохнуть», еще не было.

   Вас поощряют на учебе в съемках? Или говорят, что не надо снимать пока не научитесь снимать?

       Мастер всегда четко говорит: нравится, не нравится. Это надо исправить или это исправить невозможно, хороший сценарий или плохой. Но это только мастер говорит. Остальным все равно.

  Ты планируешь пойти по коммерческому пути или снимать кино, которое трогает?

       Ну, по коммерческому, никто и не купит пока, что продавать то. Если у меня будет какой-то доход, естественно я хотел бы снимать кино не с коммерческой целью. Но когда я закончу, МГУКИ я буду просто студентом, который закончил МГУКИ. Чтобы на тебя в Москве стали по-другому смотреть, нужен диплом режиссера заграницей, или хотя бы сертификат о прохождении курсов.

  Напоследок, подразни нас и расскажи немного о фильме, который снимаешь и который пришлешь на «Шорты».

      Это будет фильм о человеке, который пытается выделиться тем, что он очень творческий. И что бы доказать другим и самому себе, что это действительно так, он придумывает мир, который населяет героями, которых он придумал и нарисовал в детстве. Начнем снимать в апреле, когда потеплеет. Если получится, в этой ленте впервые используем спецэффекты.

 

  Кадры из фильма